Статья 16117

Название статьи

ПУТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИРОДООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ

Авторы

Сеидова Эльнара Ясин, преподаватель, кафедра географии, Нахчыванский государственный
университет (Азербайджан, Нахчыванская Автономная Республика, г. Нахчыван, Университетский городок), eli.seyid.77@mail.ru

Индекс УДК

371.8:91

DOI

10.21685/2072-3024-2017-1-16

Аннотация

Актуальность и цели. В современных условиях развития общества уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире и находится в прямой зависимости от экологического воспитания человека. Цель исследования – способствовать формированию у учащихся экологических знаний, воспитанию любви к природе, стремлению беречь, приумножать ее, выработке умений и навыков деятельности в природе при преподавании школьной дисциплины «География».
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа существующих школьных учебников и учебных пособий по географии по проблеме формирования экологического воспитания, изучения опыта оценочной деятельности педагогов, а также обучения с помощью информационно-коммуникационных технологий – метода, позволяющего обучить приемам самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, приемам исследовательской деятельности, умениям добывать знания, обобщать и делать выводы.
Результаты. Экологическое воспитание предполагает умение осмысливать экологические явления, делать выводы о состоянии природы, разумно взаимодействовать с ней. Общение школьников с природой способствует формированию нравственных чувств долга и ответственности за ее сохранение, побуждает к природоохранной деятельности. Осуществляется она с учетом возрастных особенностей школьников на всех этапах обучения географии в школе, которым присущи определенная цель, задача, методика.
Выводы. С точки зрения охраны природы и общества география имеет большие возможности в том плане, что научные основы географии и географической экологии и результаты их применительных сфер неразрывно связаны с охраной окружающей среды. Экологическое воспитание школьников на
занятиях по географии требует психологической включенности учащихся в мир природы с последующим поэтапным конструированием системы личностного отношения к природе. Это обеспечивает соблюдение логики формирования экологических знаний, использования их познавательного и воспитательного значения в учебно-воспитательном процессе. Обосновывается мысль, что, если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Чтобы этого не произошло, необходимо воспитывать экологическую культуру человека с раннего возраста, так как приобретенные им знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения личности. И если дополнить действующие учебники географии экологическими материалами, то они будут успешно решать задачу экологического воспитания подростков.

Ключевые слова

подростки, охрана природы, методика преподавания географии, просвещение, экологическое воспитание.

 

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Геокчайлы, Ш. Ю. Проблемы географии и географической экологии (теоретические и методологические аспекты) / Ш. Ю. Геокчайлы. – Баку : Ulu İKF, 2004. – С. 268.
2. Голубев, Г. Н. Геоэкология / Г. Н. Голубев. – М., 1999. – 338 с.
3. Государственные стандарты и программы общеобразовательной ступени // Куррикулум. – 2014. – № 4. – С. 86–89.
4. Учебная программа по дисциплине «География», VI–XI классы для общеобразовательных школ Азербайджанской Республики / Министерство образования Азербайджанской Республики ; Институт проблем образования Азербайджанской Республики. – Баку, 2013.
5. Бибикин, А. Я. Методика обучения географии в средней школе / А.Я. Бибикин. Маариф, 1973. 423с.
6. Гарибов, Я. География. Пособие для учителя, 7 класс / Я. Гарибов, Я. Шабанова, Н. Сейфуллаева, Ш. Гумбатова. – Баку, 2014. – 144 с.
7. Эминов, З. География. Пособие для учителя, 8 класс / З. Эминов, Г. Самедов, А. Алиева. – Баку, 2015. – 175 с.
8. Мамедов, Г. Экология и окружающая среда / Г. Мамедов, М. Халилов. – Баку : Элм, 2004. – 505 с.
9. Атлас для 7-го класса. – М. : Картография, 2011.

 

 

Дата создания: 08.08.2017 11:07
Дата обновления: 08.08.2017 14:01